10 самых знаменитых картин в коллекции музея Орсе: рейтинг от Dreamfrance.Ru. В него вошли полотна Моне, Ренуара, Сезанна, Мане, ван Гога и других импрессионистов и авангардистов.
- «Семейный портрет» →
- «Завтрак на траве» →
- «Танец в городе» →
- Серия «Руанский собор» →
- «Церковь в Овер-сюр-Уазе» →
- «Циклевщики паркета» →
- «Балетный класс» →
- «Яблоки и апельсины» →
- «Таитянские женщины» →
- «Туалет» →
Произведениями импрессионистов восхищаются все: и те, кто с давних пор увлекается живописью, и те, кто далек от произведений искусства и всевозможных течений. Если в ближайшее время вам предстоит посетить музей Орсе , предлагаем вооружиться заранее знанием 10 величайших шедевров его коллекции. Это поможет сориентироваться «на местности» и блеснуть знаниями в экскурсионной группе. А может и просто удивить домашних и дать им еще один повод помечтать о поездке в Париж!
1. «Семейный портрет», Фредерик Базиль
Базиль родился в Монпелье в 1841 г., где успешно обучался медицине, но решил посвятить свою жизнь живописи после того, как переехал в Париж и случайно познакомился с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем. Особая дружба связывала его с Клодом Моне, который воодушевлял его на поиск собственного изобразительного стиля. Полотно «Семейный портрет», занявшее свое место в музее, подтверждает привязанность художника к пленэрной живописи и его интерес к теме фигуры в пейзаже.
Фредерик Базиль гораздо меньше уделяет внимания световым эффектам, чем его любимый Моне. Он — поклонник деталей и передачи эмоций!
2. «Завтрак на траве», Эдуард Мане
Композиция легендарного полотна Клода Мане воспроизводит гравюру Маркантонио Раймонди с картона Рафаэля «Суд Париса». Но главным образцом для Мане послужили полотна великих венецианских живописцев XVI в., особенно «Сельский концерт» Тициана. И хотя все это звучит очень впечатляюще, картина вызвала шок у жюри парижского Салона XIX в. Все казалось в те времена излишне откровенно и нагло. И женщина, смотрящая на зрителя, бросает ему вызов. И обнаженность как будто бы ее нисколько не смущает.
В общем скандал получился масштабный, а высочайший живописный уровень произведения, как вы догадываетесь, тогда мало кто смог оценить. Но всему свое время: сегодня, перечисляя лучшие картины музея Орсе, нельзя не вспомнить «Завтрак на траве».
3. «Танец в деревне», Огюст Ренуар
Кисти Огюста Ренуара принадлежит немало шедевров. Некоторые из них по счастливой случайности и стечению обстоятельств оказались в свое время в будущей коллекции музея Орсе в Париже. Это и легендарный «Бал в Мулен де ла Галет», и «Качели», и «Купальщицы».
Но мы выбрали из них очаровательную «танцевальную» тему. Почему тему? А потому, что помимо «Танца в деревне», есть еще не менее прекрасный «Танец в городе».
4. Серия «Руанский собор», Клод Моне
Самая яркая звезда импрессионизма — Клод Моне и его знаменитая серия, посвященная Кафедральному собору Руана: утро и пасмурный день.
В 90-е годы XIX века Моне, завершив (в его случае — не мучительные) поиски, переходит к новому стилистическому этапу в своей творческой жизни серией полотен «Руанский собор». Уверенный, что для передачи на холсте сути предметов необходимо многократно отображать их, Моне без устали работает над одним и тем же мотивом в различной атмосферной среде. Руанский собор здесь не несет никакой смысловой нагрузки: он интересен автору лишь необычным готическим фасадом, отлично подходящим для экспериментов художника.
Подобных «копий» работ с различными цветовыми эффектами из-под руки Моне в то время «вышло» гораздо больше, чем только «Утро» и «Пасмурный день». Но именно эти два полотна хранятся в парижском музее.
5. «Церковь в Овер-сюр-Уазе», Винсент Ван Гог
Ван Гог написал это полотно в Овер-сюр-Уазе, местечке, любимом импрессионистами и Полем Сезанном. Ван Гог оставался в Овере с 21 мая 1890 г. и до смерти — самоубийства, произошедшего в июле того же года. В этот короткий период времени художнику удалось создать 70 полотен (т. е. более одного в день!) и множество рисунков.
Выбранная нами картина — единственная, посвященная церкви XIII в. в Овере. Для понимания оригинальности стиля Ван Гога достаточно сопоставить это фантастическое изображение, вылепленное цветом, с Руанским собором, написанным Моне несколькими годами позже. В сравнении с более поздней серией француза ярко выступает модернизм Ван Гога.
Последний не пытается передать реальные краски или свое впечатление от увиденного, как через несколько лет это сделает Моне, а смело фантазирует, выражая лишь состояние собственной души.
6. «Циклевщики паркета», Гюстав Кайботт
Это удивительное произведение: идеально уравновешенная композиция, перспектива которой построена с математической точностью. Чтобы добиться этого, Гюстав Кайботт сделал множество эскизов — особенно трех мужских фигур. С целью достоверно передать анатомию и уловить уверенность движений. Кстати, несмотря на то, что Кайботт был представителем буржуа, в «Циклевщиках паркета» нет никакой социальной подоплеки.
Импрессионизм отличается реализмом живописи, это направление не интересуется социальными или политическими мотивами. Импрессионизм — это лишь проблемы живописи!
Критики, по традиции, восприняли произведение «в штыки» в силу непривычности столь реалистичного сюжета, где каждая деталь продуманна, рассчитана и расположена на своем месте. А как вам полотно «Циклевщики паркета»?
7. «Балетный класс», Эдгар Дега
Музей располагает богатым собранием произведений талантливого художника Эдгара Дега. Многие из них были успешно приобретены государственным музеем. Часть попала в коллекцию, благодаря особой налоговой политике и щедрости меценатов. Перечислим основные шедевры, которыми сегодня может гордиться музей Орсе: это картина «Семейство Беллелли», «Оркестр театра Опера», полотна «Звезда», «Купанье», «Гладильщицы». И, конечно, «Абсент», благодаря которому Эдгар Дега стал известен.
Мы выбрали произведение «Балетный класс». Во-первых, потому что сюжет «Абсента» навевает чувство безысходности. А, во-вторых, потому что тема балета красной нитью проходит через произведения автора. Дега питал к балету (и балеринам) слабость и при этом был великолепным психологом: посмотрите на эмоции девчонок на картине — их проблемы, позы, лица — и вы поймете гениальность Дега!
8. «Яблоки и апельсины», Поль Сезанн
Отправляемся в гости к мастеру натюрмортов — Полю Сезанну — и его картинам, которыми в свое время восхищалась Вирджиния Вульф, удивляясь, как могут обычные яблоки обладать такой притягательной силой! Впервые яблоки появились в произведениях Сезанна в 70-е гг, и в последствии они стали одной из частых тем художника.
Быть может потому, что их округлая форма действительно соответствовала живописному языку Сезанна. За кажущейся простой натюрморта скрывается и сложность стилистических поисков, и техническое мастерство художника.
9. «Таитянские женщины», Поль Гоген
В апреле 1891 г. Поль Гоген отправился на Таити. И именно там он нашел то, что безуспешно пытался отыскать в провинции Бретань и на юге Франции. Мечта о диком неиспорченном обществе, не затронутом обывательскими законами старой Европы, привлекала многих художников того времени. Новыми музами Гогена стали местные женщины (кто бы мог подумать!), во плоти и крови олицетворявшие идеалы художника.
Гоген писал их в цветастых парео, украшенных стилизованным и линейным рисунком, который с такой легкостью передавала кисть художника. На Таити ему вообще творилось как-то удивительно легко!
10. «Туалет», Анри де Тулуз-Лотрек
В списке произведений музея Орсе представлена одна из знаменитых картин Анри де Тулуз-Лотрека, которую также стоит увидеть. Тема женского туалета, момента, скрытого от стороннего глаза, любима и Эдгаром Дега («Балетный класс»), к которому Лотрек постоянно обращался в своих поисках. Однако подходы двух художников очень различны.
Произведения Дега оставляют впечатление, что художник «подглядывает» за женщиной в замочную скважину. Картина же Тулуз-Лотрека, несмотря на то, что героиня сидит спиной к зрителю, наполнена чувством единения художника и модели. Лотрек любил женщин (будь то модели, балерины, представительницы высшего света или проститутки) и владел секретами без восхищения, а с добродушной улыбкой, передавать их обыденную жизнь.
Известный своей сердечностью, Лотрек стал их доверенным лицом и добился их симпатии к городским «изгоям», среди которых был и Винсент Ван Гог. Искусством последнего Анри восхищался и принимал его тяжелый характер.
К сожалению, излишняя, ничем не защищенная чувствительность привела Анри де Тулуз-Лотрека к саморазрушению очень рано: сифилис и алкоголизм убили его в 37 лет.