Музей Лувр от А до Я: входные билеты, как добраться, что посмотреть. История королевского дворца, создания уникальной коллекции и появления стеклянной пирамиды. Фото и отзывы о Лувре.

  1. История Лувра
  2. Собрание коллекции Лувра
  3. Большой Лувр
  4. Что посмотреть в Лувре
  5. Как добраться в Лувр
  6. Дворец Лувр на карте Парижа

Лувр — самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался — каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его. Основанный в 1793 г. Лувр был одним из первых европейских художественных музеев после открытия таковых в Лондоне (1683), Дрездене (1744) и Ватикане (1784). Сегодня это собрание шедевров играет главную роль в культурной жизни всего мира.

Дворец-музей Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек. В выходные дни здесь очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.

История Лувра

В семи отделах, на которые подразделяется музей Лувр, представлено в развитии древнее и античное искусство Средиземноморья и европейское искусство, начиная со Средневековья и до первой половины XIX в. История Лувра тесно связана с историей Франции, с политическими событиями, которые влекли за собой важные преобразования в жизни страны.

Здание, в котором сегодня размещается уникальный музей, возникло в конца XII в. Все мы знакомы с королевским Лувром по произведениям Александра Дюма. Именно в этих стенах происходили все перипетии жизни его героев — прототипов реальных исторических персонажей. Помнят его залы и Маргариту Валуа, и Екатерину Медичи, и Анну Австрийскую, и интригана Ришелье, и Людовика XIV — Короля-солнце! Но давайте обо всем по порядку.

Королевский дворец Лувр

В 1190 г. Филипп II Август приказал построить на территории, где теперь размещается юго-восточная часть Квадратного двора, главную крепостную башню и крепость Лувр. Остатки той первой крепости, которая была расширена, найдены во время недавних раскопок, проведенных до создания Великого Лувра, и сейчас включены в экскурсионный маршрут.

Постепенно расширявшееся средневековое здание по приказу Франциска I (1515-1547) было перестроено в XVI в. Художественные коллекции также начали собирать под руководством королей. Их основой послужили работы великих мастеров итальянского Возрождения, столь любимые Франциском I. Они до середины XVII в. располагались в замке Фонтенбло.

Между тем Лувр продолжали расширять и украшать. В 1594 г. Генрих IV (супруг той самой королевы Марго) приказал присоединить здание к Тюильри — дворцу, построенному по приказу Екатерины Медичи вне стен Парижа, — с помощью Большой галереи, создав тем самым единый гигантский комплекс.

Во время правления уже Людовика XIII и Людовика XIV были построены северный и южный флигели Квадратного двора — теперь он стал в два раза обширнее предыдущего двора эпохи Возрождения. В тот же период была возведена колоннада — восточный фасад Лувра. Правда, в 1674 г. работы по «облагораживанию» Лувра были прерваны, так как постепенно подходило к концу строительство новой «игрушки» Людовика XIV. И буквально через 3 года Король-солнце вместе со всем двором перебрался в новый роскошный дворец — Версаль!

Собрание коллекции Лувра

Но, несмотря на то, что Лувр, как королевская резиденция, утратил свою значимость, его будущая коллекция во времена Людовика XIV продолжала расти.

Королевская сокровищница

Королевское собрание произведений искусства обогатилось, благодаря двум грандиозным приобретениям. Были куплены большая часть галереи кардинала Мазарини и коллекция банкира Ябаха. Собрание короля, организованное как настоящий музей и размещенное в начале его правления в Лувре и соседнем отеле «Де Грамон», постепенно разошлось по различным королевским резиденциям.

При правлении Людовика XV (1715-1774), несмотря на то, что Париж превратился в один из центров торговли произведениями европейского искусства, королевская коллекция пополнилась лишь несколькими десятками картин иностранных художников, прежде всего фламандцев и голландцев, приобретенных в качестве наследства принца Кариньяно (1742).

Однако именно в это время родилась гениальная мысль о создании «Дворца муз», в котором будут собраны и представлены посетителям королевские коллекции.

С 1725 и до 1848 г. в Салоне Каре Лувра находилась экспозиция Королевской академии живописи и скульптуры. Эту экспозицию с того времени именуют «Салон».

В 1750 г. часть картин из королевской коллекции была выставлена в апартаментах Люксембургского дворца, одновременно в галерее Медичи два раза в неделю можно было видеть несколько полотен, написанных Рубенсом. Так и было положено начало музею — предшественнику Лувра, который оставался открытым до 1779 г.

Необходимость дать народу возможность увидеть произведения искусства становилась все более настоятельной, и роль музея в цивилизованном обществе развивалась в направлении, все более приближающемся к современному. В век энциклопедистов задумались о собрании произведений, представляющих различные живописные школы в таком виде, как их узнали и оценили в те времена, выбирая из иностранных, прежде всего, голландские и фламандские коллекции XVII в.

Проект музея в Большой галерее (между дворцами Лувр и Тюильри) начал воплощаться в жизни при правлении Людовика XVI, и в 1784 г. художнику Юберу Робберу, который отвечал за коллекции короля, было поручено заняться устройством музея.

Национальное достояние

Во время революции королевская галерея стала национальной («власть народу» и т. д.). И одновременно с реквизированием произведений искусства в церквях, монастырях и особняках изгнанников комиссия из «народных» художников подготавливала открытие Центрального музея искусств, которое и произошло летом 1793 г., когда у власти еще находился Конвент.

Но это было всего лишь начало огромного собрания, пока еще разбросанного по различным помещениям перед тем, как в XX веке окончательно попасть во дворец-музей Лувр.

Трофеи времен Наполеона I

Победоносные войска республики, а затем и империи разграбили по всей Европе наиболее известные коллекции произведений искусства, которые принадлежали знати или церкви.

В июле 1798 г. в Париж прибыли шедевры из Италии, и наличие огромного количества экспонатов заставило провести реорганизацию музея, который открыли в 1800 г. Непродолжительное время (1803-1815) он назывался музеем Наполеона и им руководил Виван Денно. Последний намеревался превратить музей в храм искусства, предназначенный для всех граждан Европы, завоеванной императором.

Шедеврами этой коллекции, безусловно, были трофейные полотна итальянских мастеров эпохи Возрождения и XVII в., а также картины фламандцев и голландцев. Частично были представлены и живописцы немецкого Возрождения.

Победам императора была посвящена Триумфальная арка на площади Каррузель — монументальный вход в Тюильри, — возведенная архитекторами Персье и Фонтеном, которым поручили и постройку вдоль улицы Риволи северного флигеля Лувра.

В период Реставрации большая часть награбленных произведений искусства вернулась в свои города. Прибывшим из всех стран послам отдали более пятидесяти тысяч работ, и Лувр значительно обеднел. Однако это не стало для него гибельным. Теперь покупка картин зависела непосредственно от суммы, ежегодно выдававшейся королю.

Людовик XVIII сохранил все произведения искусства, реквизированные в домах эмигрантов и церквях, и музей стал считаться крупным национальным учреждением. В это время проводились значительные закупки: скульптур эпохи Возрождения и современных (1824), египетских раритетов, испанской коллекции Луи-Филиппа и ассирийских древностей из раскопок Поля Эмиля Ботты (1847).

Вторая Французская республика

Расширения музея продолжалось и во времена Второй республики 1848 г. В период с 1848 по 1851 г. Лувр попытались превратить в «Дворец народа», посвятив его наукам и искусствам. Он должен был включать музей, Национальную библиотеку и несколько выставочных залов.

Вторая империя

Во времена Второй империи коллекции Лувра продолжали расти. В низ были включены произведения этрусков, Древней Греции и древнего Востока.

Вторая империя имела также значение для архитектурного облика Лувра и включения его в городскую застройку. Так, были снесены старые кварталы, соединявшие долгое время Лувр с Тюильри. А последний и вовсе был вскоре уничтожен пожаром. Таким образом, от арки на площади Каррузель открывался вид на площадь Звезды (Этуаль).

В 1857 г. построили новый Лувр и два одинаковых здания, между которыми протянулся двор Наполеона. Новые флигели образовали обширные дворы и дали возможность построить большие залы с освещением сверху.

А еще это было время, когда крупнейшие музейные учреждения и коллекционеры Европы и Штатов «соревновались» в приобретении экспонатов, которые должны были заполнить пустоты в собраниях произведений. Лувру очень не хотелось быть в числе проигравших гонку. В это время была совершена покупка коллекции Кампаны, которая обогатила Лувр сотней итальянских панно XIV и XV вв. А полученная по завещанию коллекция Ла Казе значительно пополнила собрание французской живописи.

Третья Французская республика

Во времена Третьей республики дворец Лувр наконец официально превратился в Национальный музей. В 1895 г. был основан Союз национальных музеев — организация, финансировавшая закупки. А в 1897 г. было создано Общество друзей Лувра — частных пожертвователей. Обе организации сыграли важную роль в приобретении музейного имущества.

В XIX в. внимание обращалось только на представителей национальной живописи. При этом не замечались ни иностранные художники, ни целые школы. Закупочная политика изменилась только к концу века, когда стали приобретать работы европейских и американских художников, которые сейчас выставлены в музее Орсе.

Но сам дворец-музей Лувр в XIX в. расширялся постоянно. Росту коллекций способствовали как закупки, так и многочисленные подарки и завещания.

Большой Лувр

Лувр подвергся радикальной перестройке, что облегчило доступ в него большого количества посетителей и позволило создать современные музейные структуры. Общая перестройка залов началась накануне Второй мировой войны и продолжалась после ее окончания. С 1984 г. проводились работы по созданию Большого Лувра.

Этот проект, успешно завершившийся в начале нового тысячелетия, привел к полной перестройке площадей, протянувшихся более чем на 40 га, из которых почти 60 000 кв. метров заняты экспозиционными залами. Площадь помещений, предназначенных для технических служб, научных и административных целей, увеличилась в пять раз. А площадь помещений для приема и обслуживания посетителей возросла в 13 раз!

Символом обновления Лувра явилась возвышающаяся в центре двора Наполеона стеклянная пирамида, открытая в 1989 г. Это пирамидой отмечен главный вход в Лувр. Через нее посетители спускаются в подвальный этаж.

Что посмотреть в Лувре

Пропустив вещи через ленту и пройдя рамку безопасности (в Лувр не рекомендуется брать колющие/режущие вещи, жидкости подозрительные на вид), посетители музея оказываются на уровне цокального этажа.

Там вы найдете множество сувенирных отделов: будет возможность купить, например, альбомы, посвященные шедеврам Лувра. Помимо сувениров, можно посетить парфюмерные магазины и даже антикварные лавки. Выпить чашечку капучино или перекусить в кафе и ресторанах быстрого питания.

Но главное — отсюда можно пройти в один из трех флигелей, где и размещены коллекции Лувра :

  • флигель Ришелье — на севере;
  • флигель Сюлли , тянущийся вокруг Квадратного двора;
  • флигель Денон , протянувшийся вдоль стены.

Скульптура и декоративное искусство

В Лувре собрания предметов пластического и прикладного искусства столь же значительны, как и живописные коллекции. Благодаря щедрым дарам и грамотным закупкам, здесь появились многочисленные памятники древних цивилизаций. Ими занимаются отделы исламского и восточного, египетского, древнегреческого, этрусского и древнеримского искусства.

Ценнейшие археологические находки и шедевры прикладного искусства всех эпох (мебель, ювелирные украшения, вазы, фарфор) выставлены, следуя всем музейным правилам. Большая часть коллекции античного искусства Лувра представлена скульптурами, некоторые из них пользовались заслуженной известностью во все времена.

Однажды посетив Лувр, нельзя пропустить такие работы, как: «Умирающий раб» Микеланджело, Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Живопись в Лувре

Немногие музеи мира могут похвастаться таким огромным и разнообразным собранием живописи, как то, чем владеет современный Лувр. В это собрание входят представители всех европейских школ с конца XIII и до середины XIX в. При этом в наличии самые разнообразные жанры и форматы: от картин небольших размеров до громадных полотен, от фресок до декоративных росписей.

Длительная история коллекции Лувра — почти пять веков — создание музея и двойственность природы сначала королевской коллекции, а затем национального музея, привели к богатейшему собранию, впитавшему различные вкусы, направления и течения. Таким образом появилось органичное собрание, в котором представлено развитие всей европейской живописи.

Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу туристам — однодневным посетителям Лувра — и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины музейной коллекции: «Умирающего раба» Микеланджело и «Джоконду» Леонардо да Винчи.

Однако проект так и не был реализован. Администрация музея придерживается мнения, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации.

С этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит массу открытий и первых «очных» знакомств с не менее значимыми произведениями искусства :

  • «Мадонна с зеленой подушкой» Андреа Соларио — типично итальянская живопись XIV века.
  • «Плот «Медузы» Теодора Жерико, ставший первой ласточкой романтизма в изобразительном искусстве.
  • «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») кисти другого французского романтика Эжена Делакруа — еще одно произведение с мировым именем.
  • «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины…» автора Жака Луи Давида, ярого поклонника императора. Вообще особое место в летописи музея, как и в истории всей Франции, занимает Наполеон Бонапарт.
  • «Джоконда» , к которой ведут все дороги Лувра (о чем твердят многочисленные указатели). Таинственная улыбка Моны Лизы — супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, — многие столетия волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов.

Этот список можно продолжать бесконечно, ибо сокровища, которыми обладает Лувр, безграничны — во всех смыслах!

Как добраться в Лувр

Дворец Лувр на карте Парижа

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Лувр, Париж 48.860611 , 2.337644

1 комментарий

  1. Альберт дата

    Я хотел бы предложить музею артефакты Шумеров, Финикийцев и т.д.
    Есть католические иконы.
    Но к великому сожалению я не нашел в рекламе отдел по закупке ценностей
    Прошу дайте пожалуйста E-mail отдела закупок ценностей для музея Лувр.

Оставьте ответ