В прекрасной провинции, которая раскинулась среди живописных пейзажей прочерченных вьющимися голубыми лентами рек, можно любоваться не только богатством природы, но и великолепием замков принадлежащих к разным архитектурным стилям. Название этой провинции Иль-де-Франс. Особенность, отличающая ее, от других провинций заключается в близости расположения к столице Франции.

Именно здесь, в 15 километрах от Парижа, раскинулся самый известный и великолепный архитектурный ансамбль Версаль. Но как утверждает история он, Версаль, всего – лишь копия замка Во-ле-Виконт.

Но сначала немного истории…

Николя Фуке – виконт де Мелен и де Во, маркиз де Бель-Иль, занимавший государственный пост суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV (король – солнце), отличался веселым нравом, склонным к авантюрам и имел три больших слабости. Он любил женщин, обожал роскошь и боготворил деньги, благодаря которым имел и первое и второе. К тому же он был настоящий эстет. В кругу его друзей были поэты, художники и музыканты.

Честность по отношению к казне короля, не относилась к числу его добродетелей. При «короле-солнце» одной из модных тенденций двора было строительство дворцов на природе, в некотором отдалении от Парижа.

Фуке поручает строительство своего дворца в поместье, приобретенном им 15 лет назад, еще в 26 летнем возрасте, известным мастерам Франции: архитектору Лево, мастеру художнику по ландшафтам Ленотру и живописцу Лебрену. Для этого строительства нанимают 18 тысяч рабочих.

Три великих художника, воспользовавшись, природным ландшафтом, сотворили шедевр, который в последствии получил название стиль короля Людовика XIV. Органичное соединение архитектуры, интерьера и садово-парковый комплекс с использованием природных водных ресурсов, позволили осуществить строительство самого великолепного дворцового комплекса. Впервые был сооружен регулярный парк, в последствии ставший образцом садово-паркового искусства.

Почти пять лет длилось строительство, на которое Фуке не жалел средств и 17 августа 1661 года замок Во-ле-Виконт был готов встретить гостей.

Нельзя сказать, что психология была «коньком» главного королевского финансиста. Но разве можно за это осуждать человека, который мог делать деньги практически из воздуха и при этом был одним из лучших знатоков и ценителей искусства.

Такого праздника еще не видывал королевский двор. Сам Жан Батист Люлли – придворный композитор Людовика XIV, дирижирует оркестром. Управляющий Ватель лучший кулинар Франции, про которого говорили, что он мог бы управлять целым государством, предусмотрел все для приема более 600 гостей, учитывая предпочтения каждого. О нем мало, что сохранилось в истории, но достоверно известно, что к Фуке обращались с просьбой прислать Вателя для приготовления праздника даже особы царской крови.

Труппа маэстро пера Мольера показывает «Докучных», только что написанную Мольером пьесу, и впервые представленную на суд зрителя.

Весь двор восхищен великолепием праздника, лишь король Людовик XIV, приглашенный в качестве самого почетного гостя, становится все более раздражительным и вспыльчивым. Осматривая предложенные ему для сна апартаменты, он отказывается ночевать у своего подданного. Раздражению короля нет границ. От увиденного великолепия замка Во-ле-Виконт, не идущего ни в какое сравнение с его собственным дворцом король в ярости.

С этого дня погасла звезда над головой главного министра финансов Франции.

Но вы спросите, что же такого увидел король в имении Во-ле-Виконт. Впервые во Франции дворец Во был выстроен из камня, что позволило архитектору применять сложные убранства интерьера. В отделке применялся мрамор и особо ценные породы дерева. Анфилада, позволяющая со всех точек видеть прекрасные пейзажи, имела выход в сад, расположенный в первом этаже.

Центральная гостиная замка Во-ле-Виконт не только поражала своими размерами и красотой, ее свод, выполненный в итальянском стиле, поднят на высоту практически всего здания. Все залы расписаны великолепными красочными фресками. Над головой восхищенной знати в зале, названном «Салон муз», «танцевали» сфинксы и нимфы. Потолок был расписан выдающимся художником Лаберне – главой художественной школы самого короля.

Стены настоящего дворца Во-ле-Виконт украшали великолепные шелка и позолота. Посуда, мебель, подсвечники и канделябры, люстры, ковры, картины и скульптуры все было изготовлено лучшими мастерам Франции или привезено из других стран.

Особой гордостью Фуке был парк, с его рукотворными каналами и прудами. В нем размещались лучшие творения скульпторов и монументалистов. Скульптурные группы украшали неимоверные каскады фонтанов. Отдельные элементы парка, расположенные вдоль одной линии состояли как бы из отдельных звеньев, плавно соединенных друг с другом. В этих элементах прослеживалась симметрия геометрических фигур из виртуозно подстриженной зелени.

Аллеи дворца Во-ле-Виконт выделялись затейливыми бордюрами из подстриженного низкорослого изумрудного кустарника. Каждое звено имело свой неповторимый облик. С наступлением темноты включались подсветки, и парк принимал феерический фантастический вид.

Замок Во-ле-Виконт завораживает своей красотой и сегодня. Трудно судить насколько хорошим или плохим, честным, или не очень, был господин Фуке, однако надо отдать ему должное за то, что он смог создать такой великолепный дворцовый комплекс. Благодаря его безупречному вкусу современники могут наслаждаться красотой, вошедшей в мировую историю создания дворцово-парковой архитектуры.

Оставьте ответ